В.А. Кисель. Погребальное убранство из кургана Аржан-2: декор, технологии, авторство

 Скачать  |  К содержанию #2. 2019

 

Кисель Владимир Антониевич. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия).

 E-mail: kisel @ kunstkamera.ru

 ORCID 0000-0002-7498-4837

 

Аннотация

Курган Аржан-2 (Республика Тыва) представляет собой элитный погребально-поминальный комплекс второй половины VII в. до н. э. Значительное число предметов, обнаруженных в нем, выполнено из золота и украшено в скифском зверином стиле. Стилистический анализ декора позволил выделить три группы изображений, отличающихся специфическими признаками. Исследование показало, что создателями вещей первой группы стали мастера-кочевники, работавшие в самобытной изобразительной манере. Предметы второй группы также выполнены в русле древнекочевнического искусства, но под сильным влиянием иных художественных традиций. Авторы изделий третьей группы — ювелиры, воспитанные на изобразительном творчестве культур Синьцзяна и других районов севера Китая. Изучение аржанских находок привело к заключению, что значительная их часть была сделана непосредственно перед возведением кургана. Сходство предметов из Аржана-2 с археологическими материалами из других регионов дает возможность предположить, что племенное объединение, создавшее погребально-поминальный комплекс, имело многочисленные связи с культурами Казахстана, Монголии, Тувы и Северного Китая. Однако наиболее тесные — с племенами, населявшими Синьцзян. Очевидно, это племенное объединение сумело организовать литейно-ювелирную мастерскую, обеспечивавшую дорогими изделиями кочевническую знать. В ней трудились как представители кочевого мира, так и оседлых культур. Мастерская могла располагаться при ставке вождя либо в оседлом поселении, подконтрольном кочевникам. Вероятно, именно в ней были освоены и развиты главные черты классического звериного стиля — сложные композиции, декоративность и мотив животного с вывернутым крупом.

 

Ключевые слова: Тува, курган Аржан-2, скифский звериный стиль, ювелирная мастерская.

  

УДК 902/904, 902.01

DOI: 10.31250/2658-3828-2019-2-93-122

 

Список литературы

Аванесова Н.А. Анималистические находки эпохи бронзы Заравшанской долины // Археология Южной Сибири. К 80-летию Я.А. Шера. Вып. 25. — Кемерово: КемГУ, 2011. — С. 111–120.

Акишев А.К. Искусство и мифология саков. — Алма-Ата: Наука, 1984. — 176 с.

Армбрустер Б. Предметы ювелирного искусства // Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2017. — С. 186–201.

Аскаров А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. — Ташкент: Фан, 1977. — 232 с.

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л.: Наука, 1989. — С. 63–88.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб.: Наука, 1993. — 240 с.

Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Конференция «Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд»: Тезисы докладов. — М.: ИСБАН СССР, 1985. — С. 5–9.

Бейсенов А.З., Исмагулова А.О., Китов Е.П., Китова А.О. Население Центрального Казахстана в I тысячелетии до н. э. — Алматы: Изд-во ИА им. А.Х. Маргулана, 2015. — 188 с.

Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. — Л.: Наука, 1988. — 278 с.

Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. — Киев: Наукова думка, 1983. — 138 с.

Богданов Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2006. — 240 с.

Бронников А., Чугунов К. Сокровища Долины царей Тувы. Атлас-альбом древнего искусства. — М.; СПб.; Кызыл: Фонд Кужугета Шойгу, 2015. — 244 с.

Бушкевич С.П., Страхов А.Б. Восточнославянский «красный траур» по данным фольклора и погребальной обрядности // Конференция «Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд»: Тезисы докладов. — М.: ИСБАН СССР, 1985. — С. 19–21.

Вайнштейн С.И. Памятники кызылганской культуры // Труды ТКАЭЭ. Т. II. — М.; Л.: Наука, 1966. — С. 143–184.

Ван Пэн. Взаимодействие культур бронзового и раннего железного века Южной Сибири, Синьцзяна и Северного Китая // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2018. — Т. 17. — № 4: Востоковедение. — С. 16–29.

Варенов А.В. О точном датировании изображений тигров в горах Хэланьшань и оленях в «стиле оленных камней» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2018. — Т. 17. — № 4: Востоковедение. — С. 30–39.

Ведянин С.Д., Кунгуров А.Л. Грунтовый могильник староалейской культуры Обские Плесы 2 // Погребальный обряд древних племен Алтая. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1986. — С. 88–114.

Вишневская О.А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII–V вв. до н. э. По материалам Уйгарака. — М.: Наука, 1973. — 160 с. (Труды ХАЭЭ. Т. VIII).

Галанина Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. — М.: ЦСИДЦ ИВИРАН; ГАИЕО, 1997. — 269 с.

Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. — М.: Восточная литература, 1999. — 198 с. (Этнографическая библиотека).

Годехардт Э., Шелленберг Х.М. Луки скифского времени // Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2017. — С. 220–232.

Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. — Л.: Наука, 1980. — 62 с.

Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. — М.: Наука, 1976. — 200 с.

Доватур А.И., Каллистов Д.И., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М.: Наука, 1982. — 455 с.

Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. — М.: Наука, 1982. — 128 с.

Ермолова Н.В. Пояса у народов Сибири и Дальнего Востока // Украшения народов Сибири. — СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2006. — С. 170–301. (Сборник МАЭ. Т. 51).

Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Публикация одной коллекции. — Л.: Искусство, 1983. — 191 с. (Эрмитаж).

Засецкая И.П. Сокровища кургана Хохлач. Новочеркасский клад. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. — 328 с.

Казахстан в сакскую эпоху. — Алматы: Изд-во ИА им. А.Х. Маргулана, 2017. — 228 с.

Кисель В.А. Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 192 с.

Кисель В.А. Ритуальные сосуды и напитки скифов // Степи Евразии в древности и Средневековье: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. Кн. II. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2003 — С. 57–63.

Кисель В.А. Рассказ Геродота и ритуальные сосуды древних кочевников // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2007. — № 3 (31). — С. 69–79.

Кисель В.А. О культе конского божества у древних кочевников // Археологический сборник ГЭ. — Вып. 39. Материалы и исследования по археологии Евразии. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2013. — С. 31–39.

Кисель В.А. Аржанская пектораль: происхождение, стилистика, символика // «Имузою его была наука». Сборник памяти В.А. Кореняко (1952–2016). — Азов: Азовский музей-заповедник, 2017. — С. 115–126.

Кисель В.А. Вещи «царской» четы из кургана Аржан-2 в Туве (стилистика и авторство) // Мужской и женский мир в отражении археологии: Материалы Всерос. науч. конф. — Уфа: Изд-во ИИЯЛУФИЦ РАН, 2018. — С. 139–145.

Кисель В.А. Женский ритуальный костюм в древней кочевой культуре Тувы // Памятники археологии в исследованиях и фотографиях (памяти Галины Вацлавны Длужневской). — СПб.: Изд-во ИИМК РАН, 2018. — С. 120–127.

Ковалев А.А. О происхождении культуры оленных камней // Евразия сквозь века. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2001. — C. 160–166.

Коновалов А.В. Крученая плеть, летающий кобыз, разорванный костюм и раскаленный металл (о «материальных» элементах шаманской культуры казахов) // Евразия сквозь века. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2001. — С. 232–233.

Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — 272 с.

Котов В.Г., Исмагил Р. Космос казак-кочердыкского акинака: к вопросу о символическом статусе оружия у скифов в скифо-сакской номадологии // Арии степей Евразии: эпоха бронзы и раннего железа в степях Евразии и на сопредельных территориях: Сборник памяти Е.Е. Кузьминой. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. — С. 488–497.

Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2005. — 400 с.

Кулланда С.В. Скифские варны // Археологические вести. — 2014. — Вып. 20. — С. 318–321.

Литвинский Б.А. «Золотые люди» в древних погребениях Центральной Азии (опыт истолкования в свете истории религии) // СЭ. — 1982. — № 4. — С. 34–43.

Маршак Б.И. История восточной торевтики III–XIII вв. и проблемы культурной преемственности. — СПб.: Академия исследования культуры, 2017. — 736 с.

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. — М.: Наука, 1984. — 216 с.

Мачинский Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. — Л.: Аврора, 1978. — С. 131–150.

Минасян Р.С. Секреты скифских ювелиров // Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. — СПб.: Славия, 2004. — С. 40–44.

Минасян Р.С. Металлообработка в древности и Средневековье. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2014. — 472 с.

Минасян Р.С. Ранние скифские и сарматские железные акинаки (VII–V вв. до н. э.) // Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии: Материалы IX Междунар. науч. конф. «Проблемы сарматской археологии и истории», посвященной 100-летию со дня рождения Константина Федоровича Смирнова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. — С. 178–183.

Миняев С.С. К интерпретации некоторых изображений на оленных камнях // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Кн. 1. — СПб.: Изд-во ИИМК РАН; Периферия, 2012. — С. 262–267.

Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. — М.: Наука, 1993. — С. 172–188.

Монгольско-ойратский героический эпос. — СПб.; М.: Всемирная литература, 1923. — 255 с.

Мусселиус В.Р. Олово // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 42. — СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1897. — С. 893–896.

Павлинская Л.Р. Наборные пояса в культурах Сибири середины XIX — начала XX в. // Украшения народов Сибири. — СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2006. — С. 302–341. (Сборник МАЭ. Т. 51).

Парцингер Г. Элитный скифский курган Аржан-2 в Туве: итоги изучения // Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2017. — С. 302–326.

Переводчикова Е.В. О различных формах диалога искусства степи и цивилизаций: к постановке вопроса // Stratum plus. — 2009. — 2005–2009, № 3. — С. 155–161.

Переводчикова Е.В. Скифский звериный стиль Европы и Китай: некоторые особенности диалога // Теория и практика археологических исследований. Вып. 6. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. — С. 137–142.

Переводчикова Е.В. К хронологии раннескифского звериного стиля Южного Урала // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Материалы VI Всерос. науч. конф. (Челябинск, 28 сент. — 2 окт. 2015). — Челябинск: Изд-во ЧГКМ, 2015. — С. 236–239.

Подольский М.Л. Зверь, который был сам по себе, или Феноменология скифского звериного стиля. — СПб.: ЭлекСис, 2010. — 192 с.

Поздняков Д.В. Реконструкция одежды // Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2017. — С. 215–220.

Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М.: ГИГЛ, 1957. — 271 с.

Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: источники и методы. — М.: Наука, 1989. — С. 122–148.

Раевский Д.С. Мир скифской культуры. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 600 с.

Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.; Л.: АН СССР, 1953. — 402 с.

Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.; Л.: АН СССР, 1960. — 359 с.

Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I. — М.; Л.: АН СССР, 1962. — 52 с. (Археология СССР. САИ. Вып. Д3-9).

Савинов Д.Г. Нуклеарное искусство звериного стиля // КСИА. — 2017. — Вып. 247. — С. 28–49.

Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX — начало XX века: Историко-этнографическое исследование. — Новосибирск: Наука, 2001. — 170 с.

Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. — М.: Наука, 1977. — 172 с.

Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М.: Индрик, 2004. — 320 с.

Семенов Вл.А. Сыпучий Яр — могильник алды-бельской культуры в Туве // Евразия сквозь века. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2001. — С. 167–172.

Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л.: Наука, 1989. — С. 154–175.

Смирнов Н.Ю. На чем ездил аржанский «царь»? // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Кн. 2. — СПб.: Изд-во ИИМК РАН; Периферия, 2012. — С. 424–432.

Таиров А.Д. Раннесакские боевые пояса // РА. — 2004. — № 1. — С. 140–145.

Таиров А.Д., Боталов С.Г. Погребение сакского времени могильника Кичигино I в Южном Зауралье // Археология и палеоантропология евразийских степей и сопредельных территорий. — М.: Таус, 2010. — С. 339–354. (МИАР. № 13).

Топоров В.Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 536 с.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. — Новосибирск: Наука, 1988. — 225 с.

Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 277 с.

Усманова Э.Р., Логвин В.Н. Женские накосные украшения Казахстана. Эпоха бронзы. — Лисаковск: [Б. и.], 1998. — 64 с. (Степь. Человек. Время).

Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства Евразийских степей и золотоордынских городов. — М.: Искусство, 1976. — 228 с.

Фиалко Е.Е. Нагайка из Бердянского кургана // Древности степного Причерноморья и Крыма. Т. IV. — Запорожье: [Б. и.], 1993. Т. IV. — С. 197–200.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1983. — 703 с.

Черемисин Д.В. Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пазырыкской культуры. Семантика звериных образов в контексте погребального обряда. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2008. — 136 с.

Чугунов К.В. Кинжал-акинак из кургана Аржан-2 // Сообщения ГЭ. Вып. LXII. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. — С. 72–74.

Чугунов К.В. Сосуд Гестии или чаша Геракла? (Размышления по поводу одного шедевра) // In situ. К 85-летию профессора А.Д. Столяра. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — С. 200–207.

Чугунов К.В. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля) // Тропою тысячелетий: К юбилею М.А. Дэвлет. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — С. 53–69. (Труды САИПИ. Вып. IV).

Чугунов К.В. Аржан-1 и Аржан-2: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы: электрон. журн. — 2009. — № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_3/469-chugunov.html (дата обращения: 26.08.2018).

Чугунов К.В. Искусство Аржана-2: стилистика, композиция, иконография, орнаментальные мотивы // Европейская Сарматия. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 39–60.

Чугунов К.В. Аржан-2: реконструкция этапов функционирования погребально-поминального комплекса и некоторые вопросы его хронологии // Российский археологический ежегодник. — 2011. — № 1. — С. 262–335.

Чугунов К.В. Захоронения «золотых людей» в традиции номадов Евразии (новые материалы и некоторые аспекты исследований) // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана. — Астана: Сарыарка, 2014. — С. 714–725.

Чугунов К.В. Золотые облачения у номадов Евразии как источник для реконструкции древних культов // Азия и Африка в меняющемся мире: XXVIII Междунар. конф. по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. — С. 354.

Чугунов К.В. Парадные пояса кочевников Азии в раннескифское время // Алтай в кругу евразийских древностей. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2016. — С. 336–356.

Чугунов К.В. Цари и боги Азиатской Скифии (по материалам кургана Аржан-2) // Археологiя i давня iсторiя Украïни. — 2018. — Вип. 2 (27). — С. 25–34.

Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2017. — 500 с.

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. — М.: Наука, 1980. — 328 с.

Шилов С.Н., Исмагил Р., Котов В.Г., Банников А.Л. Уникальный бронзовый кинжал из Казак-Кочердыка (Курганская область): типология и семантика // Уфимский археологический вестник. — 2003. — Вып. 4. — С. 163–198.

Шульга П.И. Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае. Ч. I: Раннескифское время. — Барнаул: Азбука, 2008. — 276 с.

Шульга П.И. Синьцзян в VIII–III вв. до н. э. (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. — 238 с.

Шульга П.И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII–VI века до нашей эры). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТСОРАН, 2015. — 304 с.

Щапова Ю.А. Стекло Киевской Руси. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 215 с.

Щеглова О.А. Мастера без мастерских (К реконструкции организации ювелирного дела в раннесредневековых славянских культурах Восточной Европы) // Производственные центры: источники, «дороги», ареал распространения: Материалы Междунар. тематич. науч. конф. (С.-Петербург, 18–21 дек. 2006 г.). — СПб.: Элексис Принт, 2006. — С. 98–104.

Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. — М.: Наука, 2006. — 664 с. (Культура народов Востока. Материалы и исследования).

Andersson J.G. Hunting Magic in the Animal Style // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. — 1932. — No. 4. — P. 221–317.

Bunker E.C., Watt J.C.Y., Zhixin Sun. Nomadic Art of the Eastern Eurasian Steppes. The Eugene V. Thaw and Other New York Collections. — N.Y.; New Haven: The Metropolitan Museum of Art, YaleUniversity Press, 2002. — 233 p.

Salmony A. Sino-Siberian art in the collection of C.T. Loo. — Paris: C.T. Loo Pablisher, 1933. — 120 p.

Tasmagambetov I. The Centaurs of the Great Steppe. The Art Culture of Ancient Nomads. — Almaty: Berel, 2003. — 336 p.

The Warrior Queen and the Bronze Age of China. — Stockholm: Museum of Far Eastern Antiquities, 2013. — 216 p.

Э'эрдосы цинтунци. Мулу. [Бронзовые изделия Ордоса. Каталог]. — Э'эрдосы: Вэньу чубаньшэ. — [Ордос: Издательский дом «Культурные реликвии»], 2006. — 339 с. (на кит. яз.).