А.С. Пахунов, Д.А. Ксенофонтов, Е.С. Сухорукова, К.А. Днепровский. Использование красных минеральных пигментов в древнеберингоморской культуре (по материалам могильника Эквен)

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

Пахунов Александр Сергеевич. Институт археологии РАН (Москва, Россия).

E-mail: science @ pakhunov.com

ORCID: 0000-0001-9604-2106

 

Ксенофонтов Дмитрий Александрович. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

E-mail: ksen53 @ gmail.com

ORCID: 0000-0002-2408-0776

 

Сухорукова Елена Станиславовна. Государственный музей Востока (Москва, Россия).

E-mail: esukhorukova2013 @ gmail.com

ORCID: 0000-0001-5742-1090

 

Днепровский Кирилл Александрович. Государственный музей Востока (Москва, Россия).

E-mail: dneprk @ gmail.com

ORCID: 0000-0002-0489-6698

 

Аннотация

Основу жизни носителей древнеберингоморской культуры — оседлых племен древних эскимосов, обитавших в 1-м тыс. н. э. по берегам Чукотки и на островах северной части Берингова моря, — составляла охота на крупных морских млекопитающих. Одним из наиболее распространенных поделочных материалов был моржовый клык, из которого изготавливались самые разнообразные предметы, в том числе богато декорированные. Художественное оформление древнеэскимосских изделий включало своеобразное пластическое оформление поверхности и орнаментальную гравировку, желобки которой затем заполнялись краской черного и красного цветов. В древнеберингоморских погребениях были обнаружены многочисленные кусочки минералов, использовавшихся для получения порошкообразного пигмента. В рамках настоящего исследования проведены описание и анализ состава образцов красных пигментов из 4 погребений могильника Эквен (раскопки Чукотской археологической экспедиции Государственного музея Востока). Их цвет варьирует от насыщенного красного с блеском (гематит) до желто-коричневого (гётит с примесями). Пигменты не подвергались тепловой обработке с целью изменения цвета, а использовались в том виде, в котором были обнаружены в природе. Для получения порошкообразного пигмента в основном применялась техника абразивного трения минералов о твердую поверхность, в результате чего образовывались грани с острыми краями. Также зафиксированы случаи трения о мягкую поверхность, что привело к появлению заполированности на плоскостях и общей сглаженности контуров образцов. Применялась и комбинация техник. Некоторые фрагменты породы полностью огранены, в то же время не все минералы из погребений имеют обширные следы использования, что, вероятно, связано с их неподходящими физико-механическими свойствами и / или цветом.

 

Ключевые слова: пигменты, технология, древнеберингоморская культура, химико-аналитические методы.

 

УДК 902

DOI: 10.31250/2658-3828-2020-1-109-120 

 

Список литературы

Амирханов Х.А., Ахметгалеева Н.Б., Бужилова А.П., Бурова Н.Д., Лев С.Ю., Мащенко Е.Н. Исследования палеолита в Зарайске. 1999–2005. — М.: Палеограф, 2009. — 466 с.

Главенчук А.В. Использование пигментных охр на позднепалеолитическом поселении Анетовка II // Stratum plus. — 2012. — № 1. — С. 293–300.

Пахунов А.С., Днепровский К.А., Сухорукова Е.С., Дэвлет Е.Г. О пигментах в декоре костяных гравированных изделий могильника Эквен (Чукотка) // Теория и практика археологических исследований. — 2017. — № 4 (20). — С. 84–93.

Пидопличко И.Г. Межиричские жилища из костей мамонта. — Киев: Наукова думка, 1976. — 239 с.

Праслов Н.Д. Использование красок в палеолите // КСИА. — 1992. — Вып. 206. — С. 95–100.

Сериков Ю.Б. Охра в жизни древнего человека // Древнейший Кавказ: перекресток Европы и Азии. — СПб.: ИИМК РАН, 2013. — С. 126–138.

Сухорукова Е.С. Древнеберингоморское искусство: форма, линия, цвет // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. — М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. — С. 110–121. (Труды САИПИ. Вып. IX).

Сухорукова Е.С. О полихромии в древнеэскимосском искусстве. Пример одной реконструкции // Археология Арктики. Вып. 6. — Салехард: Научный центр изучения Арктики, 2019. — С. 171–177.

Щелинский В.Е. Палеолитическое святилище в пещере Шульган-Таш / Каповой (Башкортостан): настенные рисунки и археологические свидетельства // Древние святилища: археология, ритуал, мифология. Материалы международного научного симпозиума (Бурзянский район Республики Башкортостан, 17–20 июня 2015 г.). — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. — С. 4–40.

Яншина О.В., Лев С.Ю., Белоусов П.Е. «Керамика» Зарайской верхнепалеолитической стоянки // АЭАЕ. — 2017. — Т. 45. — № 2. — С. 3–15.

Brumm A., Hakim B., Ramli M., Aubert M., van den Bergh G.D., Li B., Burhan B., Saiful A.M., Siagian L., Sardi R., Jusdi A., Abdullah, Mubarak A.P., Moore M.W., Roberts R.G., Zhao J.X., McGahan D., Jones B.G., Perston Y., Szabó K., Mahmud M.I., Westaway K., Jatmiko, Saptomo E.W., van der Kaars S., Grün R., Wood R., Dodson J., Morwood M.J. A reassessment of the early archaeological record at Leang Burung 2, a Late Pleistocene rock-shelter site on the Indonesian island of Sulawesi // PLoS One. — 2018. — Vol. 13 (4): e0193025. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193025.

Dayet L., d’Errico F., Garcia-Moreno R. Searching for consistencies in Châtelperronian pigment use // Journal of Archaeological Science. — 2014. — Vol. 44. — P. 180–193.

Hamon C., Billard C., Bosquet D., Constantin C., Jadin I. Usages et transformation de l’hématite dans le Néolithique ancien d’Europe du Nord-Ouest // Anthropologica et Praehistorica. — 2016. — Vol. 125 / 2014. — P. 45–61.

Hodgskiss T., Wadley L. How people used ochre at Rose Cottage Cave, South Africa: Sixty thousand years of evidence from the Middle Stone Age // PLoS One. — 2017. — Vol. 12 (4). e0176317. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0176317.

Meunier Y. Le décor du harpon esquimau: divergence et convergence au temps préhistorique // Études canadiennes / Canadian Studies. — 1992. — No. 32. — P. 35–55.

Needham A., Croft S., Kröger R., Robson H.K., Rowley C.C., Taylor B., Jones A.G., Conneller C. The application of micro-Raman for the analysis of ochre artefacts from Mesolithic palaeo-lake Flixton // Journal of Archaeological Science: Reports. — 2018. — Vol. 17. — P. 650–656.

Pérez A.E., Salaberry G.P. The Rock Paintings of Paredón Bello (Cordón Chapelco), San Martín de los Andes, Neuquén, Argentina // Boletín Del Museo Chileno De Arte Precolombino. — 2014. — Vol. 19 — No. 2. — P. 77–93.

Rosso D.E., Martí A.P., d’Errico F. Middle Stone Age Ochre Processing and Behavioural Complexity in the Horn of Africa: Evidence from Porc-EpicCave, Dire Dawa, Ethiopia // PLoS One. — 2016. — Vol. 11 (11). e0164793. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0164793.

Ruiz-Redondo A., Komšo D., Maidagan D.G., Moro-Abadía O., González-Morales M.R., Jaubert J., Karavanić I. Expanding the horizons of Palaeolithic rock art: the site of Romualdova Pećina // Antiquity. — 2019. — Vol. 93. — No. 368. — P. 297–312.

Šcelinskij V.E., Širokov V.N. Höhlenmalerei im Ural. Kapova und Ignatievka: Die altsteinzeitlichen Bilderhöhlen im südlichen Ural. — Sigmaringen: Thorbecke Verlag, 1999. — 172 S.

Velliky E.C., Porr M., Conard N.J. Ochre and pigment use at Hohle Fels cave: Results of the first systematic review of ochre and ochre-related artefacts from the Upper Palaeolithic in German // PLoS One. — Vol. 13 (12). e0209874. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0209874.