Ю.М. Свойский, Е.В. Романенко, Г.А. Хлопачев, М.Э. Полковникова. Трехмерное моделирование при исследовании геометрических изображений в искусстве малых форм верхнего палеолита и мезолита Восточной Европы

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

Свойский Юрий Михайлович – Лаборатория RSSDA, пр. Русанова, 9, Москва, 129323, Россия; Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ, Старая Басманная ул., 21/4, стр. 3, Москва, 105066, Россия.

E-mail: rutil28 @ gmail.com

ORCID: 0000-0001-6256-4299

 

Романенко Екатерина Васильевна  Лаборатория RSSDA, пр. Русанова, 9, Москва, 129323, Россия.

E-mail: eromanenko @ yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5138-9202

 

Хлопачев Геннадий Адольфович  Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия.

E-mail: gakmae @ yandex.ru

ORCID: 0000-0001-6649-7038

 

Полковникова Мария Эдуардовна – Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург, 190000, Россия.

E-mail: polkovmar @ mail.ru

ORCID: 0000-0003-2621-9185



Аннотация

Одним из сюжетов знакового искусства малых форм Восточной Европы являются абстрактные, геометрические, знаковые изображения, не поддающиеся прямой расшифровке. Большинство известных подобных изображений с археологических памятников верхнего палеолита и мезолита Восточной Европы были нанесены на костяные изделия законченной формы — орудия труда, оружие, предметы бытового и неутилитарного назначения, а также кости разных животных без следов обработки с помощью различных техник резания. Кость хорошо сохраняется в культурных слоях стоянок позднего плейстоцена — раннего голоцена Русской равнины, что делает предметы из этого материала важнейшим источником для изучения геометрических изображений. Однако, несмотря на богатство источниковой базы, проблема их классификации и систематизации остается недостаточно разработанной. Целью статьи является рассмотрение вопросов практического применения трехмерного моделирования при исследовании предметов искусства малых форм верхнего палеолита и мезолита. Авторами описана практика фотосъемки и особенности применяемых схем освещения и расположения камер, разработанные с учетом специфики геометрии и материала документируемых предметов. Определены минимальные технические требования к детальности моделей, обеспечивающие возможность применения алгоритмов визуализации для исследования тонких гравировок на кости и камне. Описано практическое применение математических алгоритмов визуализации как непосредственно на полигональных моделях, так и на картах высот, построенных на их основе. Предложен способ визуализации и систематизации результатов исследования и обеспечения удаленного доступа к ним с применением современных веб-технологий.

 

Ключевые слова: верхний палеолит, мезолит, Восточная Европа, геометрические изображения, искусство малых форм, трехмерное моделирование, фотограмметрия, визуализация поверхности.

 

Для цитирования: Свойский Ю.М., Романенко Е.В., Хлопачев Г.А., Полковникова М.Э. Трехмерное моделирование при исследовании геометрических изображений в искусстве малых форм верхнего палеолита и мезолита Восточной Европы // Camera praehistorica. 2020. № 2 (5). С. 8–24. DOI: 10.31250/2658-3828-2020-2-8-24.

 

УДК 902, 903.27

DOI: 10.31250/2658-3828-2020-2-8-24

 

Список литературы

Бибиков С.Н. Археологические раскопки у селений Попенки и Жуpы на Днестре в 1952 году // КСИИМК. — 1954. — Вып. 56. — С. 104–110.

Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. — М.; Л.: Наука, 1962. — 86 с. (Свод археологических источников. Вып. А4-03).

Абрамова З.А. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. — СПб.: Европейский дом, 2005. — 352 с.

Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. — 304 с.

Авдеев А.Г., Свойский Ю.М. Методы документирования эпиграфических памятников Московской Руси в рамках Свода русских надписей (CIR) // Вопросы эпиграфики. — Вып. 10. — М.: Русский фонд содействия образованию и науки (Университет Дмитрия Пожарского), 2019. — С. 229–260.

Величко А.А., Грехова Л.В., Грибченко Ю.Н., Куренкова Е.И. Первобытный человек в экстремальных условиях среды. Стоянка Елисеевичи. — М.: ГИМ, 1997. — 192 с.

Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. — СПб.: Экстрапринт, 2016. — 384 с.

Гвоздовер М.Д. Орнамент на поделках костенковской культуры // СА. — 1985. — № 1. — С. 9–22.

Гвоздовер М.Д. Археологический контекст женских статуэток костенковской верхнепалеолитической культуры // Проблемы интерпретации археологических источников. — Орджоникидзе:
Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та, 1987. — С. 18–33.

Григорьева Г.В. Исследование верхнепалеолитического поселения Юдиново в 1996 и 1997 гг. — СПб.: ИИМК РАН, 1997. — 49 с.

Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник. — М.; Л.: Наука, 1956. — 430 с. (МИА. № 47).

Ефименко П.П. Костенки I. — М.; Л.: АН СССР, 1958. — 483 с.

Замятнин С.Н. Раскопки у села Гагарина (Верховья Дона, ЦЧО) // Палеолит СССР. Материалы по истории дородового общества. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. — С. 26–77. (Известия ГАИМК. Вып. 118).

Зверь и человек. Древнее изобразительное творчество Евразии. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 388 с. (Труды Государственного Эрмитажа XLIV).

Ошибкина С. В. Веретье I. Поселение эпохи мезолита на Севере Восточной Европы. — М.: Наука, 1997. — 204 с.

Ошибкина С. В. Искусство эпохи мезолита (по материалам культуры веретье). — М.: ИА РАН, 2017. — 140 с.

Ошибкина С.В, Крайнов Д.А, Зимина М.П. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы). — М.: Наука, 1992. — 136 с.

Попова Т.А. Новое в изучении скульптуры Оленеостровского могильника на Онежском озере // Каменный век Европейских равнин. Материалы международной конференции. — Сергиев Посад: Изд-во «Подкова», 2001. — С. 120–125.

Поликарпович К.М. Палеолит Верхнего Подднепровья. — Минск: Наука и техника, 1968. — 204 с.

Свойский Ю. M., Романенко Е Е. В В., Миклашевич Е.А. Опыт создания цифровых образов эстампажей енисейских петроглифов методом трехмерного моделирования // Camera Praehistorica. — № 1. — 2018. — С. 106–116.

Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. — М.: Наука, 1980.— 135 с.

Шовкопляс И.Г. Мезинская стоянка. К истории среднеднепровского бассейна в позднепалеолитическую эпоху. — Киев: Наукова думка, 1965. — 327 с.

Яковлева Л. Найдавнiше мистецтво Украïни. — Киïв: Стародавнiй Свiт, 2013. — 288 с.

Marshack A. The Roots of Civilization. The cognitive beginnigs of man`s first art, symbol and notation. — New York–St. Louis–San Francisco–Toronto–Mexico–Dusseldorf, 1972. — 413 p.

Marshack A. Upper Palaeolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis. //Current Anthropology. — 1979. — Vol. 20/2. — P. 271-311.